Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы.
Устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов нормализации психомоторных и речемоторных функций у данного контингента детей. В связи с этим в последние годы в логопедии широко применяется здоровьесберегающая практика.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
• развитие мимической мускулатуры;
• развитие интеллектуальных функций;
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
В ходе коррекционно-образовательного процесса используются такие элементы здоровьесберегающих технологий, как:
Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (улучшение иннервации мышц лица, формирование статической и динамической организации движений мышц артикуляционного аппарата) (Т.В. Буденная, А.В. Ястребова, З.А. Репина);
Пальчиковая гимнастика (А.Л. Сиротюк, О.И. Крупенчук, Г.А. Османо-ва, Л.П. Савина, В.В. Цвынтарный);
Логоритмика;
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук (формирование точных координированных движений, стимулирование двигательных зон коры головного мозга);
Развитие дыхательных функций (формирование правильного физиологического и речевого типа дыхания, развитие силы и подвижности дыхательной мускулатуры, освоение резонаторов) (М.Н. Щитинин, Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова);
Развитие общей моторики (нормализация двигательных умений и навы-ков, выработка ловкости, четкости, координированности движений, профилактика нарушений осанки);
Охрана зрения и развитие зрительного восприятия (снятие переутомле-ния зрительного аппарата, повышение эластичности и тонуса глазных мышц) (Г.Г. Демирчоглян, Г.И. Рожкова, Е.А. Лапп).;
Динамические паузы, физкультминутки, коммуникативные игры (И.Е. Аверина, В.И. Ковалько);
Массаж и самомассаж, логопедический массаж, массаж биологически активных точек;
Арттерапевтические техники. Данная технология стимулирует развитие мелкой моторики рук. Иначе ее называют «Живопись с помощью пальцев».
Кинезиологические упражнения. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.
Психогимнастика, релаксационные упражнения (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова) (нормализация эмоционального состояния, процессов возбуждения и торможения).
Применение психологических средств и методов, включающих в себя:
-игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
-тренинги на устранение отрицательных эмоций,
-релаксационные упражнения,
-подвижные и сюжетно-ролевые игры,
-создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.
Такие занятия направлены на:
–развитие и совершенствование статической, динамической координации движений;
–развитие и совершенствование орального праксиса и произвольной мимической моторики;
–развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей;
–развитие просодической стороны речи: повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, длительность звучания, четкость дикции, интонация, тембровая окраска;
–развитие двигательной памяти, переключаемости движений и контроля за выполнением движений;
–развитие произвольной регуляции мышечного тонуса, формирование экспрессивной стороны речи, развитие фонематического слуха, речевого слуха, звуковысотного слуха;
–развитие дыхания;

Выбор и использование технологических методов определяется характером речевого нарушения и применяется с учётом содержания, цели и задач коррекционно-логопедического воздействия, а также этапа работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность включения упражнений, переход от простых упражнений к более сложным комплексам выстраивается в зависимости от периода обучения и лексической темы.

Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс осуществляется с помощью таких педагогических приемов, как:

• речевая инструкция, предшествующая деятельности детей;
• опорные сигналы, пиктограммы, цветообозначения, аудио и видеоматериалы;
•показ движений и действий;
•игровые приёмы.
Для успешной реализации здоровьесберегающих технологий необходимо соблюдение следующих условий:
• выстраивание коррекционно-развивающей работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
• наличие рационально организованного двигательного режима;
• благоприятный эмоционально-психологический климат;
• взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

В результате использования элементов здоровьесберегающих технологий в логопедической практике у дошкольников формируются следующие умения:
• выполнять согласованные движения разных частей тела и органов речи, плавного переключения с одного движения на другое;
• согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;
• ориентироваться в схеме собственного тела;
• контролировать процессы возбуждения и торможения;
• владеть физиологически правильным диафрагмальным дыханием;
• снимать зрительное напряжение и утомление.
Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач. Именно системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе, преемственность в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения способствуют повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей, имеющих речевые нарушения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий